Откуда корни пошли…
А не доводилось ли вам задуматься над тем, что такое свадьба, традиционная свадьба? Как ее организовывают и почему именно так?
Откуда появились эти самые традиции, что они значат? А между прочим, это очень даже интересно и не бесполезно знать.
Свадьба, старинная русская свадьба, по своей сути – очень сложный и очень красивый спектакль. И ничего здесь не делается «просто так»: любое движение, слово, деталь одеяний исполнены глубокого смысла, порой очень древнего и уходящего своими корнями в язычество. Что занимательно: ещё в предыдущем столетии в крестьянской среде жило следующее воззрение: если православный церковный обряд был соблюден, сватовства не было, как и «закрывания» невесты и всенепременного пира на всю деревню (типично языческих элементов). Однако общество отказывалось принимать этот брак как действительный. И наоборот: если «языческое» было исполнены, то с церковное венчание обычно откладывали, приурочив его, к примеру, к крестинам ребенка…
Обычаев, поверий и просто интересных деталей много. Мы коснемся здесь лишь некоторых из них.
Распределение ролей
Все мы, хоть в кино, видели свадьбу. Однако многие ли в курсе, почему главная роль и внимание всех присутствующих отданы невесте, а не жениху, к примеру? Откуда эта стойкая ассоциация: «свадьба-белое платье-фата»?
Издревна человек осознавал себя прежде всего как член определенного рода. Дети имели принадлежность роду родителей. А выход замуж дочери-девушки – это переход в род мужа. Вот почему замуж «выходят» (то есть покидают при этом свой род). Еще с времен язычества это значило «умереть» для прежнего рода и «снова родиться» в другом, уже замужней, или, как тогда говорили, «мужатой» женщиной. Такие сложные трансформации происходили с невестой. Отсюда и особенное внимание к ее персоне, и обычай брать фамилию мужа, как знак рода. Вот почему жених вносит невесту через порог своего дома на руках, как новорожденную (ведь порог – это граница миров). Отсюда и обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой».
А что белое платье? Чаще всего его значение неверно объясняют как символ чистоты и скромности невесты. А ведь истинное значение этого цвета – траур! Чёрный в этом качестве выступает сравнительно недавно. Испокон веку на Руси белый цвет воспринимался человечеством цветом Прошлого, Памяти и Забвения. Еще одним «траурно-свадебным» цветом был красный («чермный»). Получается, белое (или красно-белое) платье – это «скорбный» наряд девушки, переставшей существовать для своего прежнего рода.
Столь значимый свадебный аксессуар
Если говорить про фату, то до недавнего времени это слово звучало просто как «платок», настоящий плотный платок, наглухо закрывавший лицо невесте. Молодые находились «в разных мирах», потому брали друг друга только через платок, не ели и не пили (невеста точно) на протяжении всей свадьбы. И в наши дня молодоженам не рекомендуют усердно угощаться, а особенно пить хмельные напитки, но причина иная. В скором времени они станут Матерью и Отцом, на них ответственность за рождение полноценных детей.
Фата и сейчас один из главных атрибутов свадебного образа невесты. Ее дополняют диадемой или заменяют свадебной шляпкой, больше беспокоясь о гармоничном сочетании составляющих праздничного наряда.
Ныне большое значение имеют свадебные аксессуары, являющиеся памятными не только для молодоженов. Это оригинальные приглашения, бонбоньерки и многое другое, напоминающее гостям о счастливом дне рождения новой семьи.
В завершение темы, хочется рассказать об одной деликатной теме. Ошибочно полагать, что на Руси родившая до брака ребенка девушка считалась опозоренной. Действительно, в некоторых областях строго следили за целомудрием. Но столь же часто все было совсем иначе: родившие женщины слыли «первыми невестами на деревне», к ним сватались наперебой. Ведь это состоявшиеся матери, и уже ясно, что они способны выносить и родить здоровое потомство – главное требование к женщине испокон времен.